Выставка "Рождение атомного века"
Атомные ледоколы
Атомные ледоколы

В 2022 году Россия отмечает 90-летие Северного морского пути.

Северный морской путь – судоходный маршрут и главная морская коммуникация в российской Арктике.

28 июля 1932 года из Архангельска вышел в путь ледокольный пароход «Александр Сибиряков». Руководителем экспедиции был назначен знаменитый полярник Отто Шмидт. Путешествие до Берингова пролива обещало быть нелегким, ведь у «Сибирякова» была всего одна паровая машина мощностью порядка двух тысяч лошадиных сил. Для сравнения: у ледокола «Арктика» 1975 года постройки мощность была уже 75 тысяч лошадиных сил. Никаких данных о ледовой обстановке не было. Того, что сейчас называется гидрометеорологическим обеспечением, еще не существовало. Первый проход по Севморпути за одну навигацию закончился 1 октября.

Толщина льдов в Арктике составляет 4 метра, скопление торосов – до 15 метров. Чтобы ломать лед и ходить на дальние расстояния, нужны были двигатели большой мощности. Для этого были созданы атомные двигатели. Они обеспечивают движение судна, обогрев и опреснение воды, работу всех механизмов судна. 1 кг урана заменяет 2 вагона каменного угля.

Первый атомный ледокол «Ленин» введен в эксплуатацию в 1959 году. С 2009 года пришвартован в Мурманске как музей. Толщина борта ледокола в 2 раза больше брони танка -34. Суточное потребление урана – 45 г, т.е. всего один коробок топлива.

Ледоколы нового типа – двухосадочные, могут ходить по морю и рекам. Информацию о ледовой обстановке капитаны узнают из показаний спутника. Корпус оборудован пневмообмывом – множеством отверстий на корпусе, которые предотвращают налипание льда.

В 2021 и 2022 году вышли на Северный морской путь ледоколы «Арктика» и «Сибирь» - ледоколы нового типа, построенные на Балтийском заводе.

Интересная история прохода ледокола «Артика» под ЗСД – мост появился в процессе строительства ледокола. Высота ледокола и высота ЗСД над Морским каналом — 52 метра. По дну канала пролегала подводная труба, и опуститься ниже 10 м ледокол тоже не мог. Филигранный проход прошел успешно, и ледокол направился в Мурманск.

Атомные ледоколы подтверждают свою надежность. Атомоход «Вайгач» провел танкер-гигант по Северному морскому пути всего за неделю. Ледокол «Арктика» проработал целый год без единой поломки и без захода в порт, пройдя за это время 1 000 000 морских миль.

В 2022 году момент в состав Росатомфлота входят 4 ледокола («50 лет Победы», «Вайгач», «Арктика» и «Сибирь») и атомный лихтеровоз (контейнеровоз) «Северный путь», построенный в 1988 году по состоянию на 2019 год является единственным в мире грузовым судном с атомной силовой установкой. Запущено производство еще нескольких ледоколов.

Россия обладает единственным в мире атомным ледокольным флотом, это позволяет решать задачи освоения районов Крайнего Севера.

Выставка "Рождение атомного века"
Атомные ледоколы