Однажды Александр Николаевич Самохвалов, художник в самом расцвете сил, возвращался домой. Жил он на Большом проспекте Васильевского острова в доме №8. Правда, в те времена он назывался проспектом Пролетарской победы. Было лето, жара и, как это обычно бывает теплое время года у ленинградцев – особое, приподнятое настроение витало в воздухе. Товарищ Самохвалов зашел в парадную и… замер. По широкой, монументальной лестнице старого фонда вниз сбегала прекрасная девушка. Александр Николаевич был женат, и к тому же у него было две маленьких дочки: Аллочка и Машенька. Но от девушки художник все равно не мог отвезти глаз. Она раскраснелась от быстрого бега, волосы растрепались, ее короткая юбка вздрагивала при каждом прыжке, а торс охватывала футболка в черно-белую полоску. Во всей ее фигуре было столько молодости и жизни, что Самохвалов не смог удержаться и осмелился пригласить ее к себе домой… чтобы написать ее портрет. Девушка была ему знакома: звали ее Евгения Петровна Адамова и она была учительницей его дочери. Позировать девушка согласилась, но странная причуда художника ее удивляла. Он уговаривал позировать ее в той самой футболке, в которой встретил на лестнице. Женя упиралась и хотела позировать в красивом платье, но замысел художника был совершенно другой.
Чуть позже этот портрет станет символом советской молодежи, положит начало целой серии работ с изображением советских женщин, его будут сравнивать с Моной Лизой Да Винчи…
Так чем же так сильно «зацепила» художника юная Женя и почему именно она стала символом молодого государства?
Александр Николаевич Самохвалов и сам был так называемым «новым человеком», художником нового времени. Он писал свои работы в популярном тогда, хоть и совсем юном стиле – соцреализме, который пришел на смену авангарду и футуризму. Как же так получилось, что соцреализм вытеснил невероятно популярный в то время авангард? Так определило правительство молодого государства.
Революцию двигал авангард. Но как только революция свершилась, оказалось, что новым властям авангард не нужен точно так же, как и предыдущим. Ведь он является бунтом по своей сути, а какому правительству нужен бунт? Правильно, никакому, даже тому, кто сам недавно бунтовал. Но как только все устаканилось, и новая власть прочно закрепилась на развалинах старого мира, ей потребовалось главное: стабильность. А авангард стабильности не помощник.
Но нужно было подвести основание под новые приоритеты партии. И Ленин это сделал. Он говорил, что «искусство принадлежит народу. Оно должно быть понятно ему и любимо им. Оно должно объединять чувство, мысль и волю народных масс». Авангард, конечно же, простому народу понятен не был. А вот узнаваемые образы трудящихся рабочих были то, что нужно. И как известно, слово Ленина в Советском государстве было законом.
Так и утвердился новый стиль в искусстве – соцреализм, главная цель которого была – прославление молодого государства, идеалов революции, простого труда, жизни пролетариата и колхозного быта. Важно было показать народу, как прекрасна жизнь в новом государстве и представить обществу нового человека – строителя социалистического мира.
Так и возникла в то время мода на совершенно новый тип женщин. Она уже не хрупкая кисейная барышня, готовая чуть что упасть в обморок, нежная и ранимая, которую надо защищать. Она сама кого хочешь защитит. Она сильная, смелая, ловкая, решительная. Она легко справляется с мужской работой, ей не до глупостей вроде косметики, разных побрякушек и других украшательств. Она красива в своей энергии, в своем блеске в глазах.
Тогда же стал широко пропагандироваться спорт как основа здоровой трудовой жизни молодого советского гражданина.
Тема спорта широко распространилась и в полотнах художников. Коллега и тёзка Александра Самохвалова, Александр Дейнека, так подписал одну из своих работ с изображением спортсменов:
"Работать, строить и не ныть!
Нам к новой жизни путь указан,
Атлетом можешь ты не быть,
Но физкультурником - обязан!"
И это четверостишье как нельзя лучше отражает повестку того дня.
В этом контексте портрет «Девушки в футболке» становится особенно актуальным. Правда, никаких признаков того, что она занимается спортом, нет. На портрете взят настолько крупный план, что мы не видим ни ее ног, ни даже кисти правой руки. Может, она играет в теннис, а может просто обернулась посмотреть, не обернулся ли ты. Правда, на одном из эскизов Самохвалов все-таки изобразил ракетку и мячик. Но в окончательном варианте он решил отказаться от всех признаков занятий спорта, кроме… футболки! И сделал он это не случайно.
Это не просто футболка. Это – символ времени. Такая полосатая футболка со шнуровкой на груди называлась соколкой. Сегодня мы не видим ничего необычного в том, что девушка одета в футболку. Но в начале 1930-х этот вид одежды для женщин только-только начал входить в обиход. Это перенос спортивной одежды в повседневную жизнь символизировал совершенно другой темп и тип жизни. Футболка сама по себе, даже без спортивных атрибутов, несет энергию, активность, действие. Словом, все то, что так ценилось в советской женщине.
Вот как об этом писал сам Самохвалов в своих воспоминаниях:
«Особой радостью для меня представлялось осуществление в живописи образов моих современников тех лет, формировавшихся людей социалистической эпохи. Долгое время это формирование я видел главным образом в труде, в подвиге и тут вдруг увидел его в торжестве достигнутого. «Девушка в футболке» — прекрасная современница, девушка, каких не было раньше. На ней футболка. Эта одежда времени, недорого стоящая, изящно облегающая фигуру, придает девушке вид современный. Ее облик — простой и ясный. Смелый, открытый в будущее, в мечту взгляд и сброшенная в сторону копна волос придают ей черты человека — участника по-новому открывшейся, богатой новыми мотивами жизни. Некоторые находят, что образ времени раскрывается преимущественно в труде и преодолении трудностей, стоящих на пути к достижениям, что некогда быть столь красивой. Я был с ними не согласен. Ведь труд, который тогда возникал как необходимый труд, был трудом не только лопаты и молотка, но также и ума, и души человеческой, и торжество в сознании достигнутого влекло к новым преодолениям. Я увидел такую девушку, которая могла стать символом, и написал ее».
«Премьера» картины «Девушка в футболке» состоялась в 1932 году в Ленинграде в Русском музее на открытии юбилейной выставки «Художники РСФСР за 15 лет». Самохвалов в числе других художников показывал там несколько своих работ: «Ленинский путь», «Речь с броневика», «Ремонт паровоза»… А вот «Девушку в футболке» он представить на выставке не мог, так как опоздал с показом ее специальному жюри и выставкому, которые давали разрешение на участие в выставке тех или иных картин. Но Самохвалову так нравилась его «Девушка», что он решил рискнуть… В один из дней он принёс картину и поставил у стенки, на которой задумал её повесить. Мимо проходил известный искусствовед Игорь Эммануилович Грабарь и Самохвалов обратился к нему с просьбой, показывая на «Девушку в футболке», найти возможность собрать жюри и просмотреть его работу.
Александр Самохвалов вспоминал:
«Грабарь оборачивался то на меня, то на «Девушку», ни слова не говоря, и я волновался, что же это будет. А он смотрел на меня удивленным взглядом, смысла которого я не мог разобрать. Но вот он с некоторой восторженностью высказал: «Для этого не нужно никаких жюри! Это брависсимо!» — и обеими руками пожал мою руку. Так была принята «Девушка в футболке»».
Картину прозвали «советской Джокондой», но Самохвалову сравнение с самим Леонардо да Винчи пришлось не по душе. Он писал:
«Я помалкивал, но в душе меня не радовало это прозвище, так как Джоконда была изображена улыбающейся иронически, со сложенными руками. У моей девушки еще не было улыбки, но если бы она появилась, то была бы совсем другой—улыбкой готовности к действию».
Картина получила золотую медаль на Международной парижской выставке, и за право разместить ее в своем музее боролись Ленинград и Москва. Победил Ленинград, потому что художник был ленинградец, и картина поселилась в «Русском музее».
Чем же эта работа покорила критиков? Возможно, тем, что она была выполнена не на заказ, а по велению сердца. Во времена соцреализма госзаказ был основой формой работ художников и главной лестницей его творческой карьеры. И многие, очень многие писали приторные, ура-патриотичные картины без веры в то, что они пишут. Но Самохвалов, наоборот, сам был увлечен этим новым миром. Он как никто другой восхищался им, восхищался новым типом советской женщины и оптимистично смотрел в коммунистическое будущее. Радость, позитивный настрой и общая мажорная атмосфера ощущается во всех его картинах.
А началось все с детства – с радуги.
Самохвалов писал:
«И радуга стала для меня радостью потому, что она была радостью для всех — радостью, которая жила в мире, принадлежала также и мне. И она была самой ранней творческой радостью, когда я увидел на белой бумаге линии зеленые и оранжевые, голубые и золотые, синие и лиловые. Их начертил я сам цветными карандашами, и они были для меня, как радуга, как солнце, как трава, как мир, который я могу осуществить сам и отдать миру. Это и было решающим. Радуга — дуга радости и утверждения — уже с тех самых ранних лет стала для меня основным творческим стимулом».
А что же Женя Адамова? Она работала учительницей в школе, прожила до 70 лет. Ее муж, партийный работник, погиб на подводной лодке во время Великой Отечественной войны. Она же в это время участвовала в партизанском движении на Украине, полностью оправдав тип новой женщины: смелой, сильной, бесстрашной, всегда готовой к подвигу.