Проект "Картинный променад"
01.05.2023 - 30.11.2023
«Спортсмены» (К.Малевич)
год – 1932, художник – Малевич К.С., стиль – супрематизм
«Пффф… да я такую фигню за 5 минут намалюю!»

«Намалевать каждый может, ты попробуй продай»….

Этот анекдот как нельзя лучше отражает соль и боль современного искусства.

Со времени создания «Черного квадрата» прошло уже 108 лет, а он до сих пор остается авангардным и не понятым большинством зрителей. Кем же был этот человек, опередивший свое время на пару столетий?

Каждый поляк вам скажет, что, без сомнений, Казимир Малевич – поляк. Украинец возразит: вы шо, какой такой поляк! Он, ясное дело, украинец! А в России отрежут, что ничего подобного – он советский художник! И все будут правы.

Малевич родился в Киеве в польской семье, но вся его творческая карьера развивалась в Москве и Ленинграде, где он и умер через 3 года после создания картины «Спортсмены».

Забавно, но день 125-летия Малевича совершенно официально отмечался дважды, в 2003 и 2004 годах. Знаете, как так получилось? До 2004 года считалось, что Малевич родился в 1878, он и сам так писал в своих воспоминаниях. И вот, уже отпраздновав его 125-летие, решили поднять документы. Нашли метрическую книгу в архиве Киева, и выяснилось, что он родился годом позже, в 1879. Пришлось праздновать снова.

Малевич был практически самоучкой. В Московское училище живописи он пытался поступить 4 раза, и 4 раза ему отказали. «Ага, так мы и думали!» - сейчас подумаете вы. Но, знаете, как говорят? «Успех – это умение двигаться от одной неудачи к другой, не теряя энтузиазма». Эта фраза в точности описывает путь Малевича в мире искусства.

Малевич был обаятелен, харизматичен, напорист и очень амбициозен. И в результате он вошел в историю не просто как художник – а как основатель целого направления в искусстве.

Мы говорим: Казимир Малевич - подразумеваем «супрематизм». Мы говорим «супрематизм» - подразумеваем Казимир Малевич. Имя художника неразрывно связано с этим течением, которое не перестает быть актуальным и современным уже более 100 лет!

Картина Малевича «Супрематическая композиция» стала самой дорогой среди работ русских художников, когда-либо представленных на знаменитом британском аукционе Christie's. В 2018 году она была продана за 85 млн долларов.


8 5 м и л л и о н о в д о л л а р о в!

По нынешнему курсу это 8,5 миллиардов рублей. Согласитесь, весомый аргумент, чтобы перестать отмахиваться от супрематизма как от досадной ошибки истории?

Что же такое супрематизм?

Если мы обратимся к официальным источникам (вроде сайта «Русского музея»), то нам дадут вот такой ответ:



«Супрематические композиции должны были отражать "раскрепощение художника из подражательного подчинения вещи к непосредственному изобретению творчества".

Фигуры в картине "Спортсмены" всецело подчинены задаче цветовой и ритмической организации композиции, отчужденной от реального смысла бытия и направленной на концентрацию собственных динамики и энергии, преодолевающих категории времени и пространства.

Цветовое и композиционное построение холста подчинено принципам симметрии, безликость персонажей призвана подчеркнуть глобальное космическое восприятие мира, представление автора о сверхличностной сущности искусства, никак не зависящей от индивидуальности ни художника, ни зрителя».

Вы что-нибудь поняли? Я тоже нет.

И почему эти искусствоведы вечно все усложняют? Давайте я попробую объяснить вам чуть более понятным языком.

Мир искусства, точно так же как и окружающий нас мир, построен на принципах эволюции. Это значит, что он не может топтаться на месте, ему нужно постоянно куда-то двигаться, развиваться, искать новые пути. Задачи художников Возрождения и Нового времени заключались в максимально реалистичном отображении действительности. Но в середине 19 века появляется и начинает быстро распространяться фотография. Необходимость в «фиксации» окружающей действительности отпадает. Да и мастерство художников вышло на такой уровень реалистичности, что дальше расти в этом направлении было некуда. Поэтому начали появляться новые течения, где художники искали самовыражение и развивали яркие, узнаваемые, индивидуальные стили: сначала импрессионисты, затем постимрессионисты. Когда Малевич взошел на художественную арену, там уже вовсю правил кубизм с Пикассо во главе, Малевич и сам попал под влияния этого стиля и создал много работ в нем.

Но ему хотелось большего! Он хотел совершить прорыв в мире живописи – и он его совершил.

Он создал не просто течение в искусстве, он создал целую философию! Знаете, сколько книг он написал по теории нового искусства? 7! Это помимо статей, заметок, манифестов и много другого, что потом собрали еще аж в 5 томов. То есть всего 12. И его картины нельзя отрывать от этой философии.

Основная идея была в том, что внешняя оболочка предмета — это скорлупа, скрывающая его суть, а цель художника — увидеть эту суть и донести ее до зрителя. Для этого художник использовал только чистый цвет и самые простые формы.

Малевич считал, что изображение предметов сковывает свободу художника. Он писал, что «Воспроизводить облюбованные предметы и уголки природы, все равно, что восторгаться вору на свои закованные ноги». А его друг художник Клюн написал в статье, что Малевич «зарезал искусство, уложил его в гроб и запечатал «Черным квадратом»».

Малевич сам придумал слово «супрематизм», за основу взяв латинское слово supremus («наивысший») — оно означало превосходство цвета в живописи, а заодно и превосходство нового направления над прочими.



Конечно, это был бунт. Бунт против традиций и основ. И, конечно, было желание выделиться и оставить след в истории. Настоящему художнику без этого никуда. А Малевич любил эпатаж. Для, как бы мы сегодня сказали, «пиара», он устраивал экстравагантные «акции» (сегодня мы называем их «перфомансами»). Правда, понятие экстравагантного сегодня и тогда существенно отличаются. Это сегодня, чтобы привлечь внимание, художники вынуждены раздеваться догола и прибивать гвоздями причинные места к брусчатке Красной площади. А в начале 20 века было достаточно… Всунуть в петлицу пиджака вместо цветка деревянную ложку и пойти прогуливаться в таком виде на публике. Именно так и сделал Малевич в 1914 году вместе со своим другом Алексеем Моргуновым. Сегодня на такую пару чудаков вряд ли бы кто обратил внимание, но тогда прохожие были в шоке.

А через пару лет произошел такой случай. Художник Владимир Татлин, давний противник Малевича, устроил в Москве выставку «Магазин», а выставлять там супрематические работы он запретил. Тогда Малевич решил, что сам станет экспонатом и заявился на выставку с написанными на лбу числами «0,1» (название недавней супрематической выставки), а на спине у него висел рукописный плакат: «Я Апостол новых понятий в искусстве и ХИРУРГ РАЗУМА сел на троне гордости творчества и АКАДЕМИЮ объявляю конюшней мещан».

Да что там говорить, он даже назвал свою дочку Уной в честь сообщества УНОВИС — «Установители нового искусства», которое сам же и организовал.

И вот, супрематизм становится очень модным. Он расцвел пышным цветом по всей Москве. Вывески, выставки, кафе - все супрематизм.

Но Малевич не останавливается. В 1922 году он издает книгу «Бог не скинут. Искусство, церковь, фабрика», где провозглашает, что супрематизм – это самый лучший путь к Богу. Таким образом, он пытается возвести направление в живописи в новую религию. К счастью, этого ему не удается.

Но – вернемся к нашим «Спортсменам». Малевич создал их уже на закате своей жизни и творческой карьеры. Что вы видите, когда смотрите на эту картину? В первую очередь – цвет. Во вторую – ритм. И сами спортсмены здесь как бы и не спортсмены вовсе. Они абсолютно статичны, обезличенны и больше напоминают иконы. Таким образом Малевич снова обнуляет значимость предметного мира, предлагает абстрагироваться от него и наслаждаться цветом и ритмом без привязки к чему-либо. Это попытка объяснить суть супрематизма через привычные нам образы.

Возможно, все это все равно слишком запутано для рядового обывателя, но знаете, в чем плюс? Рядовой обыватель легко может попробовать себя в супрематизме, для этого не нужны никакие художественные навыки. Не верите? Попробуйте. А вдруг вы откроете в себе что-то, о чем и не подозревали раньше?

"Супрематическая композиция" 1916 год, художник – Малевич К.С., стиль – супрематизм

"Черный квадрат" 1923 год, художник – Малевич К.С., стиль – супрематизм